Цвет мастера
Загадка цвета в портретах Серова
Серов историк человеческих судеб, его кисть передавала чистые, ничем не искаженные чувства и эмоции, вытягивала на полотно истинную натуру человека. Он месяцами писал портрет, добиваясь идеальной позы, переписывая и переделывая детали, свет, композицию, в итоге превращая мазки в шедевр.
Творческий путь Серова - загадка. Как реалист, он пишет работы полные темных тонов, лишь некоторые остаются в светлой гамме, а как импрессионист - остается верен темной палитре. Тем не менее, от картины к картине чувствуется, что и в мазке, в выборе композиции, в глубине и постановке света происходят изменения.
Существует некая закономерность в работах Серова. Фигуры на портретах поглощены темными тонами, но лица всегда освещены, как будто их выхватил луч прожектора и явил из мрака, они по-особому выразительны, словно оставляют все ненужное за пределами багета.
Особенно поучительно сравнение двух потрясающих, выразительных, неоднозначных и загадочных портретов, схожих, но в тоже время различных. Портрет княгини З.Н.Юсуповой был написан в промежутке с 1900 года по 1902, а портрет Е.И.Лосевой был завершён годом позднее, в 1903 году.
Оба выполнены в ахроматической гамме, на одном преобладают белые тона на другом полотне - серо-коричневые и чёрные оттенки. Стиль связывает портреты, но манера письма, мазки, детали, композиция, пространственность, созданная цветовой перспективой, отличает их.
Стремление постигнуть, увидеть отличия и сходства, служит главным двигателем творческого процесса, способного подтолкнуть к осмыслению портретов.
Для Серова характерна требовательность, внимание к деталям, глубокая продуманность композиционного решения. В написании картины важны многие аспекты: освещение, колористическое построение, поза, детали интерьера, семиотическая направленность.
Это своего рода подсказки художника будущим поколениям. К примеру, анализ колористического построения картин приводит к выводу, что цвет, прежде всего, является главным средством изображения в живописи, он играет важную роль в композиционном построении. Посредством цвета Серов заставлял зрителя воспринимать изображение в определенной последовательности, идя от основного к второстепенному.
Портрет Евдокии Ивановны Лосевой написан Серовым ненасыщенными, слегка замутненными красками. При восприятии же картины в целом, краски кажутся чистыми.
Яркостные отношения способствуют выделению главных элементов. Цвет лица и рук взят отдельно, что добавляет контрастности и способствует закреплению внимания на живом и загадочном образе девушки. Глубокий, проницательный взгляд устремлен на художника. Выразительные, большие черные глаза, небольшая улыбка, вьющиеся тёмно-каштановые волосы и румяные щеки олицетворяют ум и красоты, женскую силу и достоинство. Скромное черное платье только подтверждает догадки о природной скромности, но вместе с тем яркой натуре Евдокии Ивановны. Евдокия Ивановна Лосева была уникальной личностью, она одна из основательниц музея истории и этнографии игрушек. Так же она собрала неплохую коллекцию живописи, которая позже была передана в Русский Государственный музей.
Портрет Е.И.Лосевой. 1903. Холст, масло.
Москва Государственная Третьяковская галерея.
Положение рук гармонично, слегка расслабленные кисти небрежно лежат на приподнятых коленях.
Палитра портрета Е.И.Лосевой состоит из следующих цветов: чёрный, матовый белый или античный белый, серебристый, бежевый, голубовато-серый, темно-каштановый, умбра жжёная, умбра, красно-коричневый, терракотовый, медный.
Использование тусклых тонов, позволяет сфокусироваться на главном. Если окинуть картину беглым взором, создается впечатление, что героиня поглощена темным цветом. Возможно, в этом кроется разгадка того, почему использование темных оттенков, не утяжеляют картину, а напротив, направляют зрителя.
Портрет княгини З.Н.Юсуповой в своём дворце на Мойке. 1900 - 1902
Холст, масло. 181,5 × 133, Русский Государственный музей.
Портрет княгини З.Н.Юсуповой в своём дворце на Мойке шедевр русской живописи.
Два долгих года Серов трудился над созданием этого полотна. Княгиня Юсупова заказала художнику целую серию портретов своей семьи (портрет графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстона, впоследствии князя Юсупова, 1903, портрет Н. Ф. Юсупова-Сумарокова-Эльстон, 1903, портрет князя Ф.Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона.1903, Портрет князя Ф.Ф. Юсупова, 1909). Также Серов пишет еще один портрет княгини З.Н. Юсуповой.
Портрет Зинаиды Николаевны преисполнен света и чистоты, величественные черты лица, изящность и легкость позы придают полотну удивительную атмосферу старорусского дворянства. Красота княгини выступает здесь как символ эпохи. Пластичная, изысканная и утонченная, она всегда была неотразима и величественна.
Шея княгини украшена чёрным бархатным эсклаважем, что было очень модно в начале 1900-х годов. Обычно на эсклаваж крепился драгоценный камень: жемчуг, рубин или бриллиант, на шее же Зинаиды Николаевны повязана только бархатная лента без драгоценностей. Это кажется странным, но при баснословном богатстве семьи Юсуповых, Зинаида Николаевна явно избегает броских дорогих украшений. Уши украшены небольшими серьгами, они идеально сочетаются с нарядом. Элегантная прическа и небольшая седина дополняют изящный образ.
Белое платье с чёрным корсетом украшено узорной вышивкой. Для пошива подобных нарядов использовались легкие, полупрозрачные материи (шифон, шелковая ткань шармёз), они легко ложились мягкими складками, подчеркивая плавную текучесть силуэта. Эти наряды были типичными для эпохи модерна.
В портрете преобладают серебристо-бежевые и голубовато-серые оттенки, также дополнительными оттенками являются темно-каштановый, терракотовый, лиловый, синий, умбра, умбра жженая, красновато-коричневый и матовый белый, серебристый, темно-серый. Воспринимая краски картины, мы познаем не только светлоту пятна, цветовой тон, насыщенность — собственные качества цвета, — мы познаем пространственный план пятна, его тяжесть или легкость, различаем свет и тень. Цвет принимает участие в определении формы.
«Белый цвет, не видящий ни падающего света, ни какого-либо сорта света отраженного,
является тем, который прежде других целиком теряет в тени свой собственный природный цвет».
Лицо княгини освещено дневным светом, в то время как в портрете Е.И. Лосевой преобладают приглушенные, тусклые тона, закрытого, искусственно освещенного помещения.
Цвет остаётся неизменным, лишь под воздействием света он изменяется.
Лицо Зинаиды Николаевны отражает дневной свет и благодаря серебристо-голубой палитре оно кажется мраморным, не смотря на румянец, чёрная лента на шее цвет волос и бровей как бы обрамляют, делая его выразительнее, тоньше, изысканнее.
Лицо же Евдокии Ивановны поглощает приглушенные тона, чёрное платье с воротником скрывает шею, густые темные волосы придают лицу загадочную неповторимость, делая его выгодно освещенным, что придаёт образу завершенность.
Два портрета, два шедевра русской портретной живописи написанные Валентином Серовым, такие разные и такие похожие.