ОГЮСТ РОДЕН: АРХИТЕКТУРА НАШИХ ТЕЛ

Архитектура наших тел

 

 

 

 

 

 

Французский скульптор и художник Франсуа Огюст Рене Роден родился 12 ноября 1840 года в Париже (1840-1917). 

adele_jpg_1321791411

О.Роден. Торс Адели, бронза 1881 (44см) 

XIX век был весь наполнен революционным духом. Новый взгляд на мир открывал удивительные таланты, возникли новые течения и направления в живописи, прозе, поэзии, философии. Так и в скульптуре совершился грандиозный прорыв – из некогда классической античной неподвижности и монументальности, застывших форм, скульптура обрела чувственную телесную динамику. Огюст Роден совершил невообразимое – по следам Микеланджело, он преобразил «архитектуру наших тел», превзойдя всё, что делалось ранее, черпая вдохновение из глубин сознания. 

В 80-х годах XIX века один из близких друзей Родена написал о нем, что «…этот отечески-попечительный монах вооружён волей, одержим в своей келье художника беспокойствами и уверенностью современной эпохи». 

С детства юному Родену приходилось отстаивать собственные взгляды, быть упорным и уверенным, но в то же время открытым всему новому. Это легко понять по тому, как часто Роден менял названия своих работ. Любовь к прекрасному, неутомимое стремление к совершенству – вот вечные двигатели гениального скульптора. 

Всё в нем трепетало и хотело творить, достигать чего-то большего, узнавать то, о чём он мог и не догадываться ранее. Череда неудач преследовала Родена. Он трижды провалился 

на экзаменах в Школу изящных искусств. Но, несмотря на лишения судьбы, Роден творил, работал много и усердно ведь только так можно зажечь неистовое пламя таланта, способное затмить все неудачи и разочарования. В 1864 году Огюст создает скульптуру в новой мастерской, «Человек со сломанным носом3». Это первая работа скульптора, выполненная в бронзе. 

Человек со сломанным носом. Огюст Роден. Бронза1864 

Скульптуры Родена универсальны: о них можно говорить в любом контексте – философии, архитектуры, хореографии, эмоций и чувств, красоты и возможностей человеческого тела. Посмотрите на одно из величайших творений Родена – «Бронзового человека». Скульптура подобна душе, застывшей в момент нечеловеческого напряжения; она словно покрыта невидимой пеленой, лишь сумев дотронуться до которой, снимешь заклятие, наложенное художником. Глубокая выразительность линий, точность изгибов, пропорций… 

2fd5ee2d4eb6a12ce195905f6c6f89d8

Бронзовый человек. Огюст Роден. Бронза 1877 

«Бронзовый человек» – это своеобразный манифест-предсказание будущим поколениям. Роден воспринимал скульптуру как изменяющийся объект. Изменения были имманентны, что естественно, раз она обладает собственной душой, значит, живёт внутренней, загадочной для внешнего наблюдателя, жизнью. 

И подобные метаморфозы по убеждению4 Родена естественны. Отсюда и невероятная проработанность деталей, видимое напряжение каждой мышцы. Родену важно было показать, что даже при небольшой физической нагрузке человеческое тело задействует максимальное количество мышц, необходимых для осуществления движения. Визуализация эмоций посредством реалистичной скульптуры является главной заслугой Родена. Суть его творений в том чтобы дать понять, насколько ценен любой эмоциональный опыт для человека, поскольку он непосредственно отображается телесно. 

Пожалуй, впервые в Новом времени было наглядно продемонстрировано, что именно телесная и мимическая динамики вопреки античной статике или обнаженной откровенности Ренессанса, создают неповторимую картину человеческой личности, и ведут к разгадке тайны человеческой души. 

В чём же заключается главная загадка скульптора? Не в том ли, что её не существует? Всё созданное Роденом настолько изящно и естественно, что подобно самой природе. Даже кажущиеся неестественными позы, которые по замыслу автора похожи на современные балетные элементы. 

Понять Родена просто только на первый и самый поверхностный взгляд. Необходимо следовать своим инстинктам иди по изгибам и выпуклостям, впадинам и линиям, как будто специально для этого оставленным мастером. Однако надо запастись вдохновением и одержимостью, применить немало знаний, и тогда, возможно, проявив недюжинное терпение и упорство, мы можем приблизиться к разгадке его гения. 

В руках Родена любой материал превращался в нечто метафизическое. Безжалостно отсекая все ненужное, он оставлял лишь любовь, ненависть, страсть, одиночество, грусть, обнажая человеческую душу в миг наибольшего сопротивления вселенной. Роден сотворил историю, заключив её в камень.